Этногенез крымских татар

О происхождении крымских татар ведутся бесконечные споры и дискуссии. Сегодня исследователи находят корни крымскотатарского народа в археологических культурах бронзового и железного веков некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Представителями одной из таких культур – Кизил-Кобинской являются тавры аборигены крымского полуострова.

Именно тавры, которые известны с X века до н. э., и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма. Они заселяли горный и предгорный районы полуострова и бесспорно оставили свой след в материальной культуре народов Крыма. Общие родственные корни с таврами имеют киммерийцы известные с X по VII век до н. э. При этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани. Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья из-за сильной засухи. Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма.

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз – скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай – колыбель тюркских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно, заняли восточное, западное побережье и  Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились не охотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью.  А вот что касается тавров, то с ними скифы мирно сосуществовали и по этой причине между ними происходил активный процесс межэтнического взаимодействия. В исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы», или «скифотавры».

Около VIII веке до н. э. на крымском полуострове появляются маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. Первые межэтнические контакты между колонистами и местным крымским населением были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они осели в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы между колонистами и местное население проходили в восточной части Крыма. Интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах, которые заняли степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов.  Отличительной особенностью у сарматов был матриархат – женщины были и в составе конницы и занимали высокие жреческие посты. Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжается на протяжении II – IV веков н. э. Вскоре их будут называть не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском готов они покидают крымские долины Альмы, Булганака, Качи и уходят в горы. Отныне скифо-сарматом предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащали друг друга, сохраняя вместе с тем, черты своей индивидуальности.

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. с уходом римских войск не все римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уж связан родственными узами с аборигенами.

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена – готы. Они заняли прежде всего Восточный Крым, расселились, главным образом вдоль Южного берега Крыма. В среде крымских готов активно распространяется христианство арианского толка. Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп почти не смешиваясь с местным населением.

В V веке н. э. начинается эпоха Великого переселения народов. Прекращает существовать античная цивилизация и Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формируются смешанные по этническому составу феодальные отношения и на полуострове образуются новые политико-административные центры.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки – известные в истории как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова.

Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам. Гуннская кровь гармонично влилась в крымский «плавильный котел» на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос. Гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени на ровне с христианством в Крыму распространяется тенгрианство.

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

В VII веке в Крым под давлением хазар проникают болгары – один из тюркских этносов. В Крыму болгары жили этническими общинами, но замкнутый образ жизни они не вели. Расселились почти на всей территории полуострова как и все тюрки были общительны, и свободны от предрассудков, поэтому интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же как они недавними «крымчанами».

В конце VII века к Азовскому морю продвинулись хазары – тюркские племена в подавляющей массе относившиеся к монголоидам, подчинив своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма, они уже на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова. После распада своего государства Хазарского каганата, часть аристократии исповедовавших иудаизм осели в Крыму. Называли себя они караиты. Собственно по одной из существующих теорий именно с X века на полуострове начинает формироваться нация более известная как караимы.

Около 882 года на полуострове осели и приняли участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма еще одни тюрки – печенеги. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили процесс тюркизации горцев. В последствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных черт.

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки (в западной Европе известные как куманы, в Восточной Европе как – половцы) – одно из многочисленных тюркских племен. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми. Удивительная особенность кыпчаков, в том, что не они в последние ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, болгар, алан, и других, принимая их культуру. Их столицей на полуострове становится город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку, они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в ислам.

В 1299 году, в заперекопские земли и в Крым вошли войска ордыского темника Ногая. С этого времени полуостров входит в состав Джучиевого улуса Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, фактически без конфликтов, постепенно привыкая к друг другу. В образовавшееся таким образом пестрой демографической мозаике, где каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции.

И в заключении о кыпчаках скажем, что именно с их приходом в Крыму и начался заключительный многовековой тюркский период Крыма. Именно кыпчаки и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения Крыма.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами прародители из которых только спустя несколько столетий сложится новая нация – крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появляются переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением – процесс неизбежный для любых иммигрантов. Собственно контакты с сельджуками, а после и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращался в силу того, что будущие государства Крымское ханство и Османская империя всегда были союзниками. 

Говоря об этническом составе Крыма трудно обойти стороной итальянцев. А если быть более точными, венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. В след за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории, процветали и в первые годы независимой крымскотатарской державы – Крымское ханство, но в 1475 году они были вынуждены прекратить свою деятельность и возвратиться в Италию. Но не все генуэзцы покинули Крым. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

Таким образом, довольно сложно, на протяжении веков складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства, сюда переселялись целыми родами черкессы, которые к концу XIX веке растворилась в крымских татарах.

На сегодняшний день современные крымские татары состоят из трех основных субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима крымские татары, а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство. 

На сегодняшней день процесс этногенеза крымских татар еще не завершен.

 

Мнение редакции сайта «15 минут» может не совпадать с мнениями, высказанными в рубрике «Блоги».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

16 июля
22:30
Зеленский и Меркель поговорили по телефону
16 июля президент Украины Владимир Зеленский провел телефонный разговор с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель.
21:40
Агрессия РФ против Украины угрожает мировой безопасности — Польша в ООН
Агрессия России против суверенитета и территориальной целостности Украины является прямой угрозой международной безопасности.
21:13
РФ делает все, чтобы развалить европейское единство — Бессмертный
Европе нужно понять, что сейчас речь идет не о проблемах Украины, а о её безопасности, потому что Россия делает все, чтобы развалить европейское единство.
20:32
Состояние политзаключенного Бекирова близко к критическому — адвокат
Состояние здоровья крымскотатарского политзаключенного Эдема Бекирова снова ухудшилось — оно близко к критическому.
20:00
Сенцов просит не передавать ему посылки — надеется на освобождение — Щур
Украинский политзаключенный Олег Сенцов в своем последнем письме правозащитнице Татьяне Щур от 12 июля попросил не передавать ему посылки и деньги — говорит «дать нашим правителям неделю на договориться».
19:26
Более 280 тыс. украинцев изменили место голосования на выборах — ЦИК
Правом на временное изменение места голосования на внеочередных выборах в Верховную Раду воспользовались 280 922 украинца.
18:53
Денисова: Договорились о медпомощи Грибу, Бекирову и Балуху
Украинский и российский омбудсмены во вторник, 16 июля, во время встречи в Москве определили «кейсы лиц, в отношении которых необходимо срочное медицинское вмешательство независимых врачей».