Join the family ATR

Причиной катастрофы военного самолета Ту-154, летевшего в Сирию, могла быть «дезориентация пилота в пространстве» − СМИ

14 March 2017, 12:09
1574

Минобороны РФ завершило техническую часть расследования катастрофы Ту-154Б-2 Минобороны, рухнувшего в Черном море 25 декабря 2016 года. Из выводов экспертов следует, что самолет вообще не падал, а сел на воду в контролируемом полете под управлением командира экипажа Романа Волкова.

Об этом сообщает российская газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в военном ведомстве.

Причину странного поведения летчика сейчас ищут уже по административной линии: в Минобороны РФ изучают медкарту погибшего пилота и результаты прохождения им психологических тестов, опрашивают инструкторов, учивших майора летать, а также выясняют, правильно ли был организован отдых экипажа перед рейсом.

По данным близкого к комиссии источника, выводы расследования оказались «без преувеличения шокирующими».

Самолет, как показало 3D-моделивание, взлетел в штатном режиме. После взлета экипаж не совершил ни одной из традиционных в подобных случаях ошибок − машина не выходила на закритические углы атаки, не теряла скорость, не попадала в штопор и вообще не падала.

Примерно через минуту после отрыва от земли Ту-154 набрал высоту около 250 м и скорость порядка 360-370 км/ч, а сразу после этого на борту, как выразился собеседник газеты, стала «стремительно развиваться нештатная ситуация». Выразилась она в том, что управляющий пилот − командир экипажа Роман Волков, который должен был дальше набирать высоту, − фактически перевел машину в режим посадки. Ту-154, как показало моделирование, в течение десяти секунд − до самого столкновения с водой − снижался в так называемом контролируемом полете под управлением летчика.

«Причиной трагедии могла стать дезориентация пилота в пространстве. Набирая высоту в темноте, над морем, пилот не контролировал визуально положение машины, поскольку не видел впереди никаких ориентиров и даже горизонта. Дезориентировать экипаж могли даже звезды, которые одновременно были как сверху, так и снизу − в виде отражений на поверхности воды. В этой сложной обстановке пилотирующий летчик, по словам экспертов, должен был полностью довериться приборам, показания которых командир Волков, видимо, проигнорировал, доверившись своему опыту и физиологическим ощущениям. Так, например, возникшая при ускорении машины перегрузка могла создать у летчика иллюзию набора высоты − в то время как на самом деле самолет снижался», − сообщает источник. 

Сейчас военные специалисты изучают всю профессиональную биографию погибшего пилота и в первую очередь его летную подготовку, в которой, возможно, обнаружатся какие-то пробелы. Специалисты изъяли в медучреждениях все документы пилота Романа Волкова, а также результаты его психологических тестирований, которые предстоит тщательно изучить.

Проведение расследования поможет установить способствующие трагической ошибке военного летчика факторы, а после подведения его итогов командирам Романа Волкова, его летным инструкторам, психологам и врачам, возможно, придется разделить с погибшим ответственность за катастрофу, пишет «Коммерсантъ».

В Минобороны РФ версию о возможной ошибке экипажа отвергают. Во всех сообщениях ведомства многократно говорилось об опытности и безупречном послужном списке членов разбившегося экипажа. Во время прощания с командиром Волковым главнокомандующий воздушно-космическими силами РФ Виктор Бондарев, в частности, заявил, что подготовка майора Волкова «соответствовала всем требованиям, которые предъявляются нашими законами к выполнению полетного задания».

Напомним, 25 декабря 2016 года российский военный самолет Ту-154Б-2  потерпел крушение над Черным морем. На борту разбившегося самолета находились 92 человека. В том числе, глава военной полиции Минобороны РФ генерал-лейтенант Владимир Ивановский и начальник Управления культуры Минобороны РФ генерал-полковник Антон Губанков. Последний является автором слов к песне «Вежливые люди», посвященной оккупантам Крыма.

На борту самолета, упавшего в Черное море, также находились три сотрудника «Первого канала»: корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов; сотрудники НТВ: корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пастов и звукооператор Евгений Толстов.

Также в самолете были корреспондент телеканала Минобороны РФ «Звезда» Павел Обухов, оператор Александр Суранов, помощник оператора Валерий Ржевский.

Среди пассажиров были художественный руководитель Ансамбля имени Александрова Александр Халилов и известный врач Глинка – «Доктор Лиза».

В комиссии по расследованию причин авиакатастрофы тогда завили, что «самолет мог разбиться из-за технической неисправности, ошибка пилотов маловероятна».