Join the family ATR

Крымские татары поставили администрации школы ультиматум

8 September 2017, 22:14
2654

Родители учащихся школы села Эсен-Эки (Пушкино) Ичкинского (Советского) района с боем добились открытия очередного класса с крымскотатарским языком обучения.

Как сообщает издание Avdet, основную роль в положительном решении сыграла жесткая и уверенная позиция родителей. Их активная гражданская позиция способствовала тому, что в этой школе шесть классов с крымскотатарским языком обучения. Из 17 первоклассников 15 являются крымскими татарами, и их родители выразили желание обучать своих детей на родном языке. Администрация учебного заведения под предлогом того, что в школе не хватает классных помещений и детям придется учиться в две смены, пыталась не допустить открытия национального класса. Но накануне начала учебного года родители пригрозили, что не пустят детей 1 сентября в школу, если руководство школы не пойдет навстречу их желанию.

Кстати, школьники из числа крымских татар составляют в местной школе почти 70%, большинство представляют и учителя – крымские татары. Их заслуга в появлении очередного национального класса также не последняя.

Как заверили Avdet активисты, в Эсен-Эки  крымские татары живут в единстве и согласии, и результаты, которых они достигли на образовательном поприще не дают повода сомневаться в этом.

 

Заявления вместо букета

Аналогичная борьба развернулась в школе села Молодежное Акмесджитского района. Как рассказал Avdet отец одного из первоклассников Изет Аблязов, родителям с трудом удалось добиться введения в программу обучения первого класса крымскотатарского языка и литературы как предмета.

По его словам, директор школы еще с конца прошлого учебного года была уведомлена о том, что родители первоклассников не согласны на изучение крымскотатарского языка в форме факультатива и будут требовать изучения его как предмета. Собрание родителей первоклассников провели только 29 августа, когда они с удивлением узнали, что все дети – крымские татары (27 человек) оказались распределены по трем классам. Изет Аблязов считает, что администрация школы надеялась таким образом отбить у родителей желание объединяться и требовать соблюдения своих прав. В течение трех дней вопрос решился в пользу родителей – путем проведения собраний, написания заявлений.

31 августа удалось собрать 15 заявлений от родителей, в которых изъявлялось желание изучать крымскотатарский язык как предмет.

«И 1 сентября вместо букета цветов я преподнес директору эти заявления», – рассказывает активист.

При этом он выражает сожаление, что из 27 крымских татар свою активную позицию в вопросе образования выразили всего 12, хотя изначально их было 15.

«Но я думаю, что в последующие годы они присоединятся к нам и перейдут в наш класс. Такой опыт уже был, когда два года назад в классе было восемь человек (тогда нас выручили родители-славяне, которые захотели, чтобы их дети изучали крымскотатарский язык, так нас стало десять). А спустя два года к нам присоединились все остальные, и теперь в классе 16 учеников, то есть, ни одного крымскотатарского ребенка в других классах нет», – рассказывает о предыдущих успехах наш собеседник.

По его словам, программа в классах с изучением крымскотатарского языка как предмета не отличается. Вместо 5 часов русского языка и литературы дети изучают  эти предметы 3 часа, а два приходятся на крымскотатарский язык и литературу. Недостающие два часа русского языка переходят в факультатив. То есть если ученик не успевает по этому предмету, то у него есть возможность заниматься им дополнительно после основных уроков. При изучении крымскотатарского языка как предмета учащиеся получают, наряду с другими предметами, оценку в аттестат. Это немаловажный факт, поскольку наличие оценки и ее влияние на общий рейтинг школьника вызывает ответственность, как у самих учащихся, так и у родителей.

Основной аргумент, которым оперируют учителя и администрация школы, это то, что изучающие крымскотатарский язык за счет уменьшения основного количества часов русского, не смогут сдать ЕГЭ. Однако, как справедливо отмечает Изет Аблязов, опираясь на опыт обучения своей дочери, знания зависят не только от количества часов. Немаловажную роль играют самообразование и занятия с детьми дома.

Так, еще раз убеждаемся в том, что борьба за изучение родного языка не угасает и все в руках родителей. Настойчивость и знание своих конституционных прав – залог того, что ваши дети будут изучать крымскотатарский язык в школе и даже полностью получать образование на родном языке.