Join the family ATR

«Дело ялтинской шестерки»: новые «доказательства» и недопуск слушателей

1 March 2018, 11:10
1561

Северо-Кавказский суд отказал Эмир-Усеину Куку в допуске его супруги в качестве общественного защитника, а также в пропуске журналистов и родственников на заседание в военный «суд» в Крыму.

20 февраля в процессе продолжился допрос главного свидетеля обвинения — оперативника ФСБ Александра Компанейцева, начатый на прошлом заседании, а заседание 26 февраля не состоялось из-за участия одного из судей в другом процессе.

В начале заседания 28 февраля коллегия судей отказала в двух ходатайствах Эмир-Усеину Куку. Он снова попросил назначить общественным защитником свою супругу Мерьем Куку, аргументируя это тем, что женщина имеет высшее образование, знакома с делопроизводством и помогала ему в правозащитной деятельности. Адвокат Эмир-Усеина Куку Александр Попков, добавил, что супруга его подзащитного обладает знанием крымско-татарского языка, чем может помочь всем сторонам процесса. Тем не менее, судьи отказались допустить Мерьем Куку до защиты мужа, сославшись на «отсутствие юридического образования» и «удалённость от места проживания».

Окончательно отказано было и в допуске слушателей в «Крымский гарнизонный военный суд». Здесь стоит отметить, что часть адвокатов присутствует по видеосвязи с судом в Ростове-на-Дону, и ещё на первом заседании судьи потребовали от слушателей в Крыму покинуть зал.

«Здесь находится около 40 человек: родственники, знакомые подсудимых» - сказал защитник Эдем Семедляев. «Подсудимые не видят тех, кто пришёл их поддержать» — сказал адвокат Александр Попков, посчитав нарушенным законное право на гласность. Однако, судьи ответили, что возможность присутствия по видеосвязи есть только у участников процесса, а для остальных «разбирательство открытое в Ростове-на-Дону».

После этого гособвинитель Игорь Надолинский огласил ряд письменных доказательств: так, в справке-меморандуме, составленной уже упомянутым оперативником ФСБ Александром Компанейцевым. В документе записано, что 18 сентября 2015 года в сторожке школы в посёлке Краснокаменка Муслим Алиев и Энвер Бекиров «обсудили выступления Рефата Чубарова и Мустафы Джемилева» и обговорили «формирование у крымских татар мнения о том, что Крым не является частью Российской Федерации». Там же, согласно справкам, Бекиров «провёл неустановленному лицу уроки экономики ислама». Сами видеозаписи в суде пока не исследовались.

В зачитанных следом «справках о результатах ОРМ» за подписью того же Компанейцева указано, что Алиев и другие «возможно хранят документы и предметы», связанные с «Хизб ут-Тахрир». Там же сообщалось, что Куку и Сирук «имеют аккаунты в социальной сети Facebook и состоят в антироссийских и исламистских сообществах».

Изучены были и данные подсудимых о личности: все они не имеют судимостей, не состоят на учёте наркологов и психиатров. У Муслима Алиева на свободе осталось четверо детей, у Энвера Бекирова — трое детей, у Вадима Сирука и Эмир-Усеина Куку — по двое детей, Арсен Джеппаров воспитывает дочь. Несмотря на отсутствие задержаний и штрафов, участковые дали всем подсудимым «посредственные» характеристики, а у Эмир-Усеина Куку был включён некий административный протокол «за нарушение законодательства Украины во время мероприятия «Хизб ут-Тахрир». Сам Куку заявил, что «такого вообще не могло быть» и подчеркнул, что в бумаге ошибочно указана дата его рождения.

Прокурор зачитал и протоколы обысков в доме подсудимых: у всех была изъята литература для мусульман, блокноты, бумаги с рукописными записями, ноутбуки, планшеты, телефоны, флэшки и отдельные номера газеты «Возрождение» за 2007-2008 год. В частности, прокурор прочитал строчку о якобы изъятой у Куку «тетради с надписями на арабском языке», однако адвокат подчеркнул, что в деле этого нет и обратил внимание на несовпадение в нумерации листов дела.

В финале заседания гособвинитель около часа потратил на зачтение нескольких десятков статей об исламе, политике, экономике, ситуации в России, Сирии, США, Украине обнаруженных на одной из найденных «флэшек». Остальные участники процесса в это время заметно заскучали.

Рассмотрение дела продолжится 5 и 6 марта в 10.00 (мск). Ожидается, что на заседаниях будет завершён допрос сотрудника ФСБ Александра Компанейцева и доогласят письменные документы.

«Ожидаемое решение об отказе по недопуску супруги и недопуску посетителей. Мы считаем, что это открытый процесс и то, что его проводят в нескольких сотнях километрах от места, где живут люди и где они хотят посещать, они хотят приходить, и они приходят. Тридцать-сорок человек приходят, и их не пускают в суд, это, всё-таки, нарушение права на открытое судебное разбирательство. Люди имеют право посещать суд, в Ростов они не могут приехать по логистическим, экономическим причинам» — прокомментировал заседание адвокат Эмир-Усеина Куку Александр Попков.

«Что касается недопуска супруги, то здесь, конечно, суд выбирает, но мы обосновывали тем, что она лингвист по образованию, владеет исламскими знаниями и крымско-татарским языком. Прокурор сегодня много читал и много ошибался, «шариатский» называет «шариковый» или как-то так. Это говорит о том, что нам нужна помощь и ему нужна помощь. Нам, защитникам, нужна помощь специалистов, экспертов и если у нас будет защитник, который будет разбираться как в лингвистике, так и в религии, в исламе, то это будет замечательной помощью именно для Эмир-Усейна» — сказал защитник.

«Обыски, осмотры мы сегодня также разбирали, это будничная работа, но есть непонятное, — там очень много тех вещей, которые изъяли, возможно что-то и относится к «Хизб ут-Тахрир», но там много политических статей про Сирию, Иран, Америку — какое они отношение к делу имеют? Для нас, для защиты, эти документы будут важны как доказательство того, что люди общались, обсуждали, разговаривали о политике, им что-то не нравилось, а их привлекают по террористической статье» — добавил юрист.