«Ялтинское дело Хизб ут-Тахрир»: «эксперт» заявила, что получила одну из улик незаконно
«Ялтинское дело Хизб ут-Тахрир»: «эксперт» заявила, что получила одну из улик незаконно
В Северо-Кавказском окружном военном суде после почти месячного перерыва, связанного с проведением в Ростове-на-Дону матчей Чемпионата мира по футболу, 11 июля продолжилось рассмотрение «ялтинского дела Хизб ут-Тахрир».
Заседание началось с просьбы адвоката Эмир-Усеина Куку Сергея Локтева вынести частное определение в адрес сотрудников ростовского СИЗО №4, где содержится Куку. Напомним, 10 июля защитника отказались пропустить на свидание с Куку без объяснения причины. Судьи пообещали направить ходатайство адвоката в изолятор «для принятия соответствующих мер».
Далее участники процесса приступили к продолжению допроса Елены Хазимуллиной, руководительницы Центра лингвистических экспертиз и редактирования при Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы. Именно в этом учреждении проводилась экспертиза видеозаписей разговоров подсудимых в сентябре-ноябре 2015 года, которая, по версии обвинения, подтверждает их активное участие в «Хизб ут-Тахрир».
Перед допросом коллегия «судей» отказались допустить в заседание эксперта-лингвиста Елену Новожилову, приглашенную защитой. Адвокаты просили привлечь эксперта для лучшей постановки вопросов на специализированную тематику, указанную в заключении Хазимуллиной.
Сама Елена Хазимуллина при ответах на вопросы защитников подсудимых постоянно повышала голос и обвиняла их в недостаточных познаниях и «вырванных из контекста фразах».
«Почему фраза из разговоров о том, что некий «Олежка» женится, в вашем экспертном заключении указана как «вовлечение в «Хизб ут-Тахрир»?», — обратился к Хазимуллиной адвокат Локтев.
«Вы произвольно вырвали фразу из контекста, и подводите меня под ответ!», — ответила «эксперт».
Муслим Алиев, которого обвинение считает лидером «ялтинской ячейки», спросил Хазимуллину, чем она может подтвердить свой статус «специалиста по «Хизб ут-Тахрир», как она сама себя назвала на предыдущем заседании.
«Я работала по «Хизб ут-Тахрир семь лет, и с 2011 года прочитала семь тысяч изданий! Вы столько не читали! Я больший эксперт, чем все адвокаты и судьи!», — высказалась Елена Хазимуллина.
«Я женщина и я эмоциональна!», — добавила она на замечание судьи.
Алиев обратил внимание суда, что выпустившие объемное заключение эксперты-лингвисты не обладают религиоведческими познаниями, а само исследование обладает презумпцией виновности.
В ходе ответов на другие вопросы Хазимуллина сочла, что присутствовавшие на переданных следователем видеозаписях люди «демонстрируют строгое подчинение и субординацию», а также «используют специальные устойчивые слова, которыми пользуются только члены «Хизб ут-Тахрир». Само же общение, по мнению допрашиваемой, представляет собой «религиозно-политическое собрание» с «неспонтанным диалогом, в котором речь идет об установлении халифата».
Отвечая на другие вопросы, Хазимуллина сказала, что цитату из диалога «То есть крымские татары должны будут воевать?» следует считать «побуждением к вооруженному джихаду».
В ответ Муслим Алиев рассказал судьям, что собравшиеся обсуждали энергетическую блокаду Крыма, причем лично он относился к ней критически. Несколько фраз, выделенные экспертами под руководством Хазимуллиной, были вырваны из контекста, заявил Алиев.
При ответах на вопросы Вадима Сирука эксперт назвала «навязыванием своего образа жизни» цитату из фильма «Аватар».
«Я поясню: в этом диалоге Энвер Бекиров проводит аналогию с фильмом «Аватар», цитируя отрывок из фильма», — пояснил Сирук.
«Или Вы понимаете о чём идёт речь лучше, чем я?», — спросил подсудимый.
«Конечно, ведь я профессионал!», — высказалась Елена Хазимуллина, вызвав в зале смех.
«А интонацию вы учитываете? Сказал человек «Да!» или «М-да»?», — продолжил Сирук.
Хазимуллина сказала, что это одно и то же.
«Мдаа...», — добавил судья.
Также в ходе допроса эксперт сказала, что перед проведением экспертизы права и обязанности ей никто не разъяснял, а она их «и так знает». При этом она и другие лингвисты в её подчинении не являются экспертами в области крымскотатарского языка, не проходили этому языку обучение.
Вопросы Хазимуллиной задал и Эмир-Усеин Куку. Он поинтересовался, почему обсуждение в разговоре программ-анонимайзеров в заключении описано как «доказательство опыта конспирации» у подсудимых. «Ведь анонимайзерами пользуются многие люди для изменения IP-адреса, в частности после блокировки Telegram?”
«Вы сами ответили на свой вопрос!», — ответила «эксперт».
В конце заседания адвокаты и допрашиваемая руководитель учреждения долго дискутировали о первичных стенограммах (расшифровках видеозаписей — ATR). Оказалось, что упоминание поступивших от следователя стенограмм отсутствует в заключении.
«Я посчитала, что стенограммы не являются материалами исследования», — сказала Елена Хазимуллина, добавив, что стенограммы были ей высланы следователем после «звонка по телефону».
«То есть, непроцессуально может быть?», — спросили адвокаты?
«Видимо, может быть, раз я так сделала!», — ответила Хазимуллина.
«Эксперт» также рассказала, что помощник ректора Башкирского педуниверситета имени М. Акмуллы по безопасности, он же и автор документов учреждения, проводящего экспертизы, является действующим сотрудником ФСБ.
Рассмотрение дела продолжится 17 июля в 10.00. В этот день планируется завершить допрос Елены Хазимуллиной и просмотреть диски с видеозаписями разговоров фигурантов дела, ставшие предметом экспертизы.
«На заседании эксперт сама заявила, что первичная стенограмма аудиозаписи видео, которую ей представили оперативные сотрудники ФСБ, была получена непроцессуальным путем. То есть, не было соответствующего запроса и постановления. Это грубейшее нарушение Уголовно-процессуального кодекса», — прокомментировал заседание адвокат Эмир-Усеина Куку Сергей Локтев.
Как сообщал телеканал ATR, на заседании по рассмотрению «ялтинского дела Хизб ут-Тахрир» в Ростове-на-Дону 22 мая обвинение представило результаты лингвистическо-религиоведческой экспертизы. Из разговоров о судьбе Крыма, крымских татар и судьбе мусульман эксперты сделали вывод о вовлеченности собеседников в «Хизб ут-Тахрир», «в организацию и проведение регулярных массовых мероприятий, связанных с неприятием политического строя РФ».
Адвокат Эдем Семедляев заявил, что эксперты «выдернули из контекста слова и на основании этого сделали выводы».
Напомним, ранее шестерым крымским татарам в очередной раз продлили срок нахождения в СИЗО на время процесса. Они останутся под стражей до 28 августа текущего года.
Как известно, 12 февраля 2016 года после массовых обысков и задержаний «Киевский райсуд Симферополя» арестовал Энвера Бекирова, Вадима Сирука, Муслима Алиева и Эмир-Усеина Куку. Крымских татар обвиняют в участии в организации «Хизб ут-Тахрир». 18 апреля были задержаны Рефат Алимов и Арсен Джеппаров.