ATR AİLESİNE QOŞULMAQ

На показе «Мустафы» зал приветствовал Джемилева стоя (ФОТО)

29 oktâbr 2016, 10:44
3117

В пятницу, 28 октября, в Киеве в рамках кинофестиваля «Молодость» состоялся допремьерный показ документального фильма «Мустафа», посвященного жизни и борьбе лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева.

Ажиотаж вокруг фильма был огромный. Уже за неделю до показа было невозможно купить билеты. Среди зрителей – Джамала, председатель Меджлиса Рефат Чубаров, народный депутат Георгий Логвинский, ректор Таврического национального университета имени Вернадского Владимир Казарин, глава Специальной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов, министр здравоохранения Ульяна Супрун, активисты, историки, общественные деятели, представители дипкорпуса и, конечно же, главный герой – Мустафа Джемилев. Зал встречал его стоя.

Сам фильм – это титаническая работа продюсера Тамилы Ташевой, режиссера Ахмеда Сарыхалила и их команды. Они собрали десятки интервью о жизни Джемилева у диссидентов, историков, его родных. В ленте о том, каким было и остается крымскотатарское национально-освободительное движение, рассказывают такие авторитеты нашей эпохи, как Айше Сейтмуратова, Людмила Алексеева, Александр Подрабинек, Семен Глузман, Ильми Умеров и другие.

Благодаря этому приему режиссеру удалось не только рассказать о жизни Джемилева, но и показать неразрывную связь крымскотатаркого национально-освободительного движения с диссидентским движением в СССР в целом. Даже больше – показать то серьезное влияние, которое оказали крымские татары на советских правозащитников.

«Чем больше я читал материалов о диссидентах, тем больше видел там крымских татар», − говорит в фильме Семен Глузман.

В свою очередь, огромное влияние на формирование жизненной позиции Джемилева оказали Андрей Сахаров и Петр Григоренко. Именно Сахаров в письме просил Джемилева прекратить самую долгую в истории − более, чем трехсотдневную − голодовку. Выдержать без пищи больше, чем Джемилев, не смог ни один политзаключенный. «Твоя смерть только их обрадует», − написал Мустафе Андрей Дмитриевич. Те же слова в 2015 году Джемилев напишет Надежде Савченко.

Но самый впечатляющий момент фильма – это события 3 мая 2014 года, когда Джемилев с группой крымских татар попытался пересечь админграницу с Крымом. В этих кадрах все: и омоновцы, которые хватаются за пистолеты при одном имени  − Мустафа, которое не перестают скандировать люди; и глаза Джемилева, когда он понимает, что его не пропустят домой; и, как по мне, самое страшное − возвращение крымских татар рядами по три-четыре человека в Крым через коридор вооруженного до зубов российского ОМОНа. Это как возвращение в гетто. Позже всех участников этой акции оштрафуют. Потом против крымских татар будут облавы, обыски, аресты, похищения, убийства, уголовные дела просто за пост в Facebook «Крым – это Украина»...

Самое ужасное, что документальные кадры 3 мая 2014 года – это не предания старины глубокой, это наш с вами сегодняшний день. У фильма «Мустафа» нет хеппи-энда. Сегодня въезд Джемилеву в Крым запрещен. Как говорит в ленте сам главный герой, он уже планировал стать пенсионером, заняться семьей, но был вынужден «из пенсии вернуться на работу». Его борьба продолжается.

Говоря о самом фильме, можно уверенно утверждать, что «Мустафа» станет одной из невероятно важных лент украинской документалистики. Хотелось бы, чтобы его увидело как можно больше людей не только в Украине, но и в мире, и прежде всего − в России. Однако было бы нечестно не сказать и о недостатках ленты, пусть и на мой субъективный взгляд.

Фильм состоит из множества монологов невероятно интересных людей, но их высказывания поданы маленькими кусками, а ведь таких авторитетов нашего времени, как Айше Сейтмуратова, Ильми Умеров, Людмила Алексеева хочется послушать, уловить их мысль полностью, а не услышать выдернутые из контекста два предложения, которые удачно ложатся в сюжет.

Еще один минус, на мой взгляд, − затянутые игровые моменты. Обычно в документалистике их используют, чтобы «оживить» фильм, но в «Мустафе» такие сильные документальные кадры (хотя бы тот, где в 1989 году крымские татары приезжают в Бахчисарайский район и селятся в чистом поле), что игра актеров на этом фоне смотрится скучной. Ну и совсем наивно выглядели зарисовки, использованные для иллюстрации депортации крымскотатарского народа.

Эти минусы, однако, ничуть не умаляют важность и ценность работы, которую проделала съемочная группа. Тем более, что, по словам историка и участника этого проекта Вахтанга Кипиани, в фильме использована лишь сотая часть отснятого материала. Поэтому, не исключено, что съемочная группа еще порадует нас невероятно интересной документалистикой.

Татьяна ПАСОВА.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

{gallery1}