Россияне смирились с перспективой долгого экономического кризиса
Левада-центр опросил россиян насчет отношения к экономическому кризису.
В том, что рецессия в российской экономике будет длиться не менее двух лет, в январе 2017 года были уверены 22% респондентов. Столько же заявили, что экономические трудности будут «очень продолжительными» и, когда закончатся, предположить не могут. В окончание кризиса через полгода верит лишь 4% россиян, следует из последнего опроса, передает РБК.
Опрос Левада-центра был проведен среди 1,6 тыс. совершеннолетних россиян в 48 регионах 20–23 января. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Если суммировать тех, кто в той или иной форме заявил, что не верит в улучшение ситуации в российской экономике даже в ближайший год, то можно констатировать, что большинство россиян фактически смирились с долгим кризисом, заявила РБК социолог Левада-центра Марина Красильникова. Она обратила внимание на то, что за последние два года ‒ с декабря 2014-го ‒ количество оптимистов не выросло.
Зато тех, кто говорит, что кризис будет «очень продолжительным, а его последствия будут проявляться на протяжении многих лет», стало больше ‒ с 16% в декабре 2014 года до 22% в январе 2017 года. Еще больше опрошенных, 25% респондентов, так считали в мае 2015 года.
«На протяжении 2016 года года понимание, что кризис надолго, привело к тому, что люди стали снижать свои ожидания, начали быть скромнее в своих запросах», ‒ подчеркнула Красильникова.
При этом исследователь отмечает, что одновременно нет роста и количества тех, кто ожидает в ближайшее время дальнейшего резкого падения. По словам Красильниковой, это связано с тем, что отмечается стабилизация цен, которые перестали резко расти, снизились инфляционные ожидания.
На этом фоне опрос Левада-центра зафиксировал в январе 2017 года рост доверия к рублю. 46% респондентов заявили, что считают безопасным хранить свои сбережения в отечественной валюте, против 26% за аналогичный период 2016 года.
«Это объясняется тем, что рубль все менее и менее обесценивается, но и покупать валюту у все меньшего количества населения есть возможность», ‒ добавила Марина Красильникова.
Она обращает внимание на то, что почти не снизилось количество тех, кто предпочитает хранить сбережения в корзине валют, если это позволяют доходы (26% в марте 2016 года и 24% в январе 2017 года). Но такие выводы респонденты делают не потому, что становится лучше, а потому что не становится резко хуже.