Суд в РФ допросил очередного свидетеля обвинения по «делу ялтинской шестерки»
В понедельник, 16 апреля, в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону продолжилось рассмотрение дела шести крымских татар, обвиняемых в причастности к «Хизб ут-Тахрир» и подготовке к насильственному захвату власти в Крыму.
Заседание началось с допроса по видеоконференцсвязи «свидетеля» обвинения Энвера Халилова, который находился в зале «Крымского гарнизонного военного суда» в Симферополе, наряду с частью адвокатов. Пожилой мужчина в кепке и пиджаке, проживающий в Алуште, пояснил, что из подсудимых он в той или иной мере знает всех, кроме Эмир-Усеина Куку.
При ответах на вопросы гособвинителя Игоря Надолинского, свидетель рассказал, что о партии «Хизб ут-Тахрир» он ничего не знает и не слышал. Вадима Сирука мужчина знает случайно, так как «дважды делал у него ключи для дверей».
«То, чтобы он в какой-либо организации состоит, мне неизвестно», — добавил Энвер Халилов.
С Рефатом Алимовым свидетель когда-то вместе лежал в больнице, Муслим Алиев преподавал ему исламские занятия, а Энвера Бекирова Халилов знал как деятеля местной религиозной общины.
«Никаких противоправных действий он не совершал и ни к чему не призывал!», — отметил в адрес Бекирова пожилой мужчина.
Муслим Алиев преподавал исламские занятия сугубо по Корану, на занятиях присутствовали только соседи, проходили они дома на кухне, были открытыми и несекретными, заверил Энвер Халилов, отвечая на вопросы адвоката Алиева Сергея Легостова. Занятия закончились в связи с арестом Муслима Алиева, а вскоре, 11 февраля 2016 года, дома у самого свидетеля прошел обыск.
«Мы пожилые люди, и нам это (уроки ислама – прим.) необходимо. Про него я могу сказать, что он порядочный, добрый человек. Я считаю, что он невиновен, и как он попал за решетку — я не знаю!», — охарактеризовал Муслима Алиева Халилов.
Энвер Бекиров не распространял газеты и листовки «Хизб ут-Тахрир», заверил судей свидетель, который, по его словам, впервые услышал о «Хизб ут-Тахрир» от следователя. Свидетель посетовал, что в ходе обыска силовики изъяли у него незапрещенную исламскую литературу, которую до сих пор не вернули.
Рефата Алимова и Арсена Джеппарова свидетель назвал порядочными, честными парнями, с которыми он ходил в ялтинскую мечеть, а Джеппарову менял электрический счетчик.
Коллегия судей пыталась выяснить о занятиях свидетеля с Муслимом Алиевым. Халилов уточнил, что Алиев преподавал ему общие исламские знания: в частности, как делать дуа, намаз, омовение, как одеваться.
«Алиев говорил вам, что мусульманам в Сирии плохо? … То есть, он вам говорил, что мусульманам в Сирии надо помогать? А каким?», — задавал вопросы судья.
Тем не менее, Энвер Халилов разъяснил, что какими-либо сборами для Сирии Муслим Алиев не занимался.
После допроса свидетеля прокурор продолжил оглашение протокол осмотра компакт-диска с видео, на котором присутствуют «четверо мужчин, похожих на Алиева, Бекирова, Куку и Сирука». Объемный документ представляет собой полную, с междометиями, расшифровку видеозаписи скрытой камерой, на котором, по версии следствия, проходит кружок «Хизб ут-Тахрир».
За почти пять часов гособвинитель так и не дочитал протокол, его оглашение продолжится 17 апреля. В этот же день ожидается допрос другого свидетеля обвинения — Исмаилова.