ATR AİLESİNE QOŞULMAQ

В Ростове свидетель по «делу Хизб ут-Тахрир» дал показания в пользу обвиняемых

25 aprel 2018, 19:39
1729

В Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону продолжился процесс над шестью крымскими татарами, которых обвиняют в участии в «Хизб ут-Тахрир» и подготовке захвата власти в Крыму.

Заседания 18, 19 и 24 апреля были посвящены оглашению прокурором протоколов осмотра вещей, изъятых у подсудимых. В частности, у Муслима Алиева были изъяты брошюра «Экономическая система в исламе» в двух частях, брошюры «Знакомьтесь с исламом», «Шесть видов ростовщичества» и «101 дуа», буклет «Доклад Меджлиса крымскотатарского народа», книга Збигнева Бжезинского, статья о колонизации исламских стран, листы бумаги с инструкцией для задержанных мусульман и несколько номеров газеты «Хизб ут-Тахрир» «Возрождение» за 2008-2010 годы. Стоит напомнить, что в Украине деятельность «Хизб ут-Тахрир» не запрещена и газета в Крыму распространялась открыто. Литература о политике, проблемах мусульман и крымских татар была изъята и у других подсудимых.

Сегодняшнее заседание началось с ходатайства гособвинителя Игоря Надолинского о допросе засекреченного свидетеля под псевдонимом «Ильяс Халилов». В ответ адвокат Рефата Алимова Эдем Семедляев попросил раскрыть данные о личности свидетеля, указав на отсутствие в деле данных об угрозах в его адрес.

Удалившись в «тайную комнату», где находился свидетель и вернувшись через несколько минут, судьи сообщили, что «впервые в их практике» секретный свидетель написал заявление с просьбой об очном допросе. Вскоре в зал зашёл седой мужчина, который пояснил, что его настоящие имя и фамилия – Шамиль Ильясов. Он живёт в посёлке Краснокаменка и работает завхозом в поселковой школе, знает как односельчан Энвера Бекирова, Арсена Джеппарова и Рефата Алимова.

В ходе ответов на вопросы прокурора Ильясов рассказал, что ему известно о партии «Хизб ут-Тахрир», но о целях и задачах организации неизвестно.

«Я знаю Энвера Бекирова, он работал у меня в школе сторожем. Он предлагал людям знания и всё» — сказал свидетель.

Шамиль Ильясов заявил, что Алимов и Джеппаров никогда не состояли в «Хизб ут-Тахрир», а Бекиров не высказывал планов о захвате власти. «Никогда в разговорах с Энвером никаких угроз государству, о терактах он не говорил. Он говорил только, что каждый мусульманин должен получать знания, но уже при России этого не было», — уточнил Ильясов.

Свидетель также добавил, что он никогда не читал книг «Хизб ут-Тахрир», видел лишь газету партии «Возрождение». Подсудимые к участию в «Хизб ут-Тахрир» других жителей Крыма не склоняли, заверил судей мужчина.

«Они вели себя нормально. После того, как арестовали Бекирова, новый сторож находил в сторожке записи, книги об исламе, но лично я их не видел … Идеологии «Хизб ут-Тахрир» Бекиров не обучал, обучал истине ислама. Обучение было открытым, родители учеников не возражали» — отметил Шамиль Ильясов.

Отвечая на вопросы защитников Энвера Бекирова Оксаны Железняк и Юрия Жарикова, свидетель сказал, что о деятельности «Хизб ут-Тахрир» в Крыму в «российский» период ему неизвестно, как неизвестно и о деятельности Бекирова в ней. Вступить в организацию подсудимые свидетелю не предлагали.

Энвер Бекиров до ареста являлся председателем местной мусульманской общины, к нему приходили многие мусульмане по религиозным вопросам, которые Бекиров разъяснял, подтвердил Шамиль Ильясов. Сам Бекиров не стал отрицать, что брал ответы на некоторые вопросы религии из брошюры «Конституция «Хизб ут-Тахрир», однако это было в период Украины.

Рефата Алимова и Арсена Джеппарова свидетель охарактеризовал как «спокойных, трудолюбивых парней», которые не состояли в «Хизб ут-Тахрир», не призывали вступить туда местных жителей и не распространяли литературу организации.

«У нас всё село удивлено, что эти два парня оказались на скамье подсудимых! Они занимались своими, молодёжными проблемами» — заключил Шамиль Ильясов.

Председательствующий судья выяснял у свидетеля добровольность написания заявления о рассекречивании своей личности. «Да, в самом начале это (просьба о засекречивании — прим.) было, я не люблю публичности, а когда это дело касается моих односельчан — я не могу быть секретным. Я хочу, чтобы меня видели. Я знаю, что в Судный день все мы будем под своими именами» — заявил Шамиль Ильясов.

По его словам, общение с Бекировым происходило только на религиозные темы, не о государственном устройстве.

«Бекиров говорил, что все люди должны быть мусульманами? То есть, христиан и других быть не должно?» — продолжал судья. Свидетель пояснил, что Бекиров говорил лишь о том, что мусульманами становятся после полученных знаний, и каждый мусульманин должен передавать знания близким.

К исламскому государственному устройству Бекиров, по словам свидетеля, относился положительно, но добиваться этого следовало приобретением знаний, а не оружием. «Мусульман должно стать больше путём даваата (проповеди ислама – прим.) и личного примера. О насилии он не говорил. Самое мощно оружие – это знание» — сказал Ильясов.

По окончании допроса гособвинитель потребовал огласить показания секретного ранее свидетеля на стадии следствия. В протоколе допроса записано, что Бекиров «распространял литературу «Хизб ут-Тахрир», вёл пропаганду партии в посёлке, неоднократно принимал участие в мероприятиях «Хизб ут-Тахрир» в Симферополе, называл себя «хизбом».

Шамиль Ильясов не стал отвергать данные показания, но уточнил, что «всё это было в период Украины». Также Ильясов сказал, что показания он давал не по личной инициативе, а после того, как его привезли в управление ФСБ.

Рассмотрение дела продолжится 8 мая в 10.00 мск. Обвинение продолжит представление своих доказательств.

«Я так понимаю, в целях того, чтобы процесс более в открытой форме проходил и было меньше вопросов, сотрудники ФСБ предложили данному свидетелю рассекретиться. Непонятно, зачем вообще засекретили этих людей» — прокомментировал заседание адвокат Эмир-Усеина Куку Сергей Локтев.

«Хотя по показаниям свидетеля, всё возможное участие Бекирова в «Хизб ут-Тахрир» было до Крыма в составе России, какие выводы будет делать суд из этого – будет ли он делать цепочку из того, что «раз было в Украине, то осталось в России» — посмотрим. В целом, довольно нейтральные и сглаженные показания. По крайней мере, он сказал, что в партию его не агитировал, не звал, в отличие от других свидетелей обвинения» — сказал адвокат.

Как сообщал сайт «15 минут», «Крымский гарнизонный военный суд» 4 декабря 2017 года продлил срок ареста фигурантов «ялтинского дела Хизб ут-Тахрир» на полгода.

Как известно, фигурантов «дела Хизб ут-Тахрир» Рефата Алимова, Арсена Джеппарова, Эмир-Усеина Куку, Муслима Алиева, Энвера Бекирова и Вадима Сирука этапировали из Крыма в Ростов-на-Дону.

Напомним, 12 февраля 2016 года после массовых обысков и задержаний «Киевский райсуд Симферополя» арестовал Энвера Бекирова, Вадима Сирука, Муслима Алиева и Эмир-Усеина Куку. Крымских татар обвиняют в участии в организации «Хизб ут-Тахрир». 18 апреля были задержаны Рефат Алимов и Арсен Джеппаров.