Россия помогала Трампу на выборах во всех соцсетях — расследование
Два массивных доклада о том, как Россия вмешивалась в выборы в США с помощью соцсетей, были подготовлены по заказу Комитета по разведке Сената США.
Об этом на своей странице в Facebook написала журналист «Эхо Москвы» Карина Орлова.
Одно исследование, копия которого есть у «The Washington Post», совместно провели Оксфордский университет и исследовательская компания Graphika. Второй доклад, который называется New Knowledge (Новое Знание) и копия которого есть у The New York Times, подготовила компания по кибербезопасности из Остина и Колумбийский университет.
По ее информации, из этих докладов сделали главные выводы, что Россия проводила кампании в соцсетях с целью приведения к власти Дональда Трампа.
«Россия проводила кампании в соцсетях с целью приведения к власти Дональда Трампа. Несмотря на то, что доказательства тому приводили и раньше другие исследователи, до сих пор некоторые республиканские конгрессмены заявляют, что это не так и что если и были русские кампании в соцсетях, то с целью посеять хаос. Это не так — Россия целенаправленно помогала Трампу выиграть выборы. На стадии праймериз русские тролли атаковали конкурентов Трампа по партии, а после выдвижения его единым кандидатом — Хиллари Клинтон».
Для этого Фабрика Троллей Евгения Пригожина использовала буквально все известные социальные сети для проведения кампаний по дезинформации и влиянию на избирателей. Не только Facebook и Twitter, но и Instagram, Youtube, Google+, Tumblr и Pinterest.
Целью кампаний по дезинформации были как правые, так и левые избиратели США.
«Для правых, то есть потенциальных избирателей Трампа, создавались аккаунты, которые распространяли фейковые конспирологические теории в отношении Хиллари Клинтон и Демпартии, промоутировали неограниченное право на ношение оружия и борьбу с эмигрантами. Некоторые аккаунты русских троллей организовали реальные, оффлайн, митинги в поддержку Трампа и против Хиллари, Вашингтон Пост весной описывал случай во Флориде. Для левых избирателей русские тролли вели кампании против Хиллари - в поддержку Берни Сандерса (на этапе праймериз) и кандидата от Зеленой Партии Джилл Стайн (на главном этапе выборов). Сразу после выборов стало известно, что все голоса, отданные Стайн, помогли избраться Трампу, то есть были отданы де-факто ему»
Доклад New Knowledge рассказывает о том, какой массивной атаке со стороны русских троллей подверглись чернокожие избиратели США.
«Русские спекулировали на расовых противоречиях, на полицейском произволе в отношении чернокожих и так далее, создавая фейковые аккаунты сообществ чернокожих. Самым популярным аккаунтом в Instagram был, например, @blackstagram, с 303,663 подписчиками. Главной целью воздействия на чернокожих избирателей было посеять в них сомнения и разочарование в выборах как в демократическом институте и снизить явку. В итоге, впервые за двадцать лет явка среди чернокожих избирателей на выборах президента-2016 упала, хотя доклад и не говорит, что между кампанией русских троллей и падением явки есть прямая связь»
В Facebook 99% всего траффика привлекали 20 главных аккаунтов, созданных на Фабрике Ольгино, среди них — «Being Patriotic», «Heart of Texas», «Blacktivist», «Army of Jesus». Совместно они сгенерировали 39 миллионов лайков, 31 миллион репостов и 3.4 миллиона комментариев.
Доклад New Knowledge утверждает, что Instagram оказался самой недооцененный соцсетью для тех, кто исследовал российское влияние на выборы, потому что все были сосредоточены на Facebook и Twitter. Исследователи посчитали, что аккаунты русских троллей в Instagram получили 187 миллионов реакций, включая лайки и шэры, в сравнении с 76.5 миллионов на Facebook.
Использование русскими троллями Youtube и Instagram значительно выросло после выборов-2016. Число ссылок на видео в Youtube, которые тролли запостили в своих аккаунтах в Twitter начиная с 2017 года, выросло на 84%.
«Тролли из Ольгино начали свою деятельность в небольших количествах еще в 2013 году, спекулируя на внутриполитических делах США. Активность резко возросла в 2014 году (тогда Россия аннексировала Крым и попала под западные санкции)», — пишет журналистка.
«Русские были достаточно неуклюжи, оставляя следы — расплачивались рублевыми банковскими карточками, покупая рекламу в Facebook, и оставляли российские номера телефонов в качестве контактов для связи».
В обоих докладах сделан вывод, что ни Facebook, ни Twitter, ни Google не среагировали должным образом на кампании дезинформации со стороны русских троллей, даже когда уже знали об этом. Главы компаний, дававшие показания в Сенате, сделали недостоверные заявления, утверждая, что русские тролли не атаковали определенные группы населения в соцсетях. Хуже всех вел себя Google, предоставляя запрашиваемую информацию таким образом, что ее было почти невозможно обработать — например, предоставляли видео с Youtube, но не давали данные по ним, необходимые для полного анализа. Чтобы понять роль этой платформы в кампаниях, проводимых русскими троллями, исследователи отслеживали ссылки на Youtube с других сайтов.
«Доклад New Knowledge должен быть опубликован Сенатом сегодня. Что касается доклада Оксфорда, то бипартийная Сенатская панель еще не объявила, поддерживает ли она выводы доклада», — написала Орлова.