Глава комитета Госдумы РФ рассказал, как Россия вмешивалась в дела Украины
Евромайдана в Украине могло бы не быть, если бы российская власть вкладывала бы больше средств в пропаганду «русского мира». Механизмы для продвижения интересов России за рубежом есть, они использовались и будут использоваться на территории всех стран СНГ.
Об этом в интервью Газете.Ru рассказал глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
По его словам, «понятие «мягкой силы» включает в себя очень много направлений». «Это и фонд «Русский мир», и телеканал Russia Today, и «Россотрудничество»», − сообщил депутат.
Однако такая работа требует серьезных финансовых вливаний:
«Когда я еще не был председателем комитета по делам СНГ, а был рядовым депутатом, в Думу пришел глава Минфина Антон Силуанов. Я ему задал вопрос: как же так получается, что финансирование подпрограммы «Работа с соотечественниками», по которой были приняты постановление Госдумы, решение Совета безопасности, постановление правительства о финансировании, все равно многократно сокращается? Это было еще до «майдана» на Украине. Он ответил: «Я не помню». Вот такой мы увидели подход финансистов к той самой «мягкой силе» и «русскому миру»», − сказал Калашников.
По его мнению, если проблемы «русского мира» так будут решаться и впредь, то «мы придем к тому, что население стран СССР перестанет говорить по-русски».
При этом глава комитета Госдумы соглашается, что пропаганда – дело дорогое, и включает в себя даже финансирование за рубежных учителей: «Я вам приведу пример с учебниками: 24 тысячи учебников по русскому языку мы планируем предоставить во все страны СНГ. А в один только Таджикистан их требуется свыше 200 тысяч. Можете себе представить, какое нужно финансирование? А это, не говоря уже об учителях русского языка, которые должны работать за рубежом, содержании российских культурных центров, проведении мероприятий».
Калашников признал, что западные санкции против РФ мешают осуществлению экспансионистских планов, но, по его мнению, ситуация для РФ могла и может быть хуже.
«Недавно в Москве был министр образования Ирана. Страна под санкциями уже 30 лет, санкциями, которые нам и не снились. Мы до сих пор этого боимся: у них арестовали и счета, и нефть запретили продавать, и от системы SWIFT отключили − то, чего мы боялись».
При этом глава комитета Госдумы на примере Украины рассказал о важности продвижения «российского взгляда» на происходящее в СМИ иностранных государств.
«Когда мне говорят, что денег нет, я отвечаю, что этого «майдана» могло бы не быть. Несколько лет назад мы с Сергеем Глазьевым беседовали на тему того, почему мы конференции по российско-украинским отношениям собираем в Москве, а не на Украине. Оказалось, уже тогда, при президенте Януковиче, нашим политикам не давали высказывать свою позицию в украинских СМИ. Это ответ на ваш вопрос: деньги нам надо было вкладывать в телевидение, в журналы, в газеты. Но никто этого не делал», − констатировал Калашников.
Между тем, в России все еще не оставляют надежд на то, что украинцы на предстоящих в 2019 году президентских выборах изберут пророссийского кандидата.
«Я был бы рад, если бы Украина пошла по пути Молдавии, которая проголосовала за Игоря Додона, заявившего о намерении восстановить экономические связи с Россией. Не исключаю, что мы к этому рано или поздно придем с Украиной, как пришли в Молдавии и Болгарии, уже разочаровавшихся в обещаниях ЕС и избравших президентов, декларирующих развитие отношений с Евразийским союзом. Это при том, что Болгария является членом ЕС, а Молдавия подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом», − резюмировал Леонид Калашников.