30 лет исполняется первому после депортации поселению крымских татар в Крыму
В 1989 году крымские татары начали массово возвращаться в Крым после 30 лет борьбы за Родину в ссылке. 14 сентября празднует день рождения одно из первых крымскотатарских поселений — Асрет. 30 лет назад о гостеприимстве на родной земле не могло быть и речи, а против тех, кто тогда возвращался, выступили несколько сотен вооруженных ОМОНовцев.
Об этом сообщается в сюжете телеканала ATR.
Асрет переводится с крымскотатарского как «ностальгия». Именно так назвали новое поселение его основатели. После возвращения из ссылки крымские татары искали место для жилья. Им понравился участок около подножья судакских гор. Поселенцы имели с собою лишь копейки, вырученные от продажи домов в Средней Азии, а дома их депортированных предков давно уже были заняты.
«Мы приняли решение остановиться здесь. Проходящий мимо местный житель сказал нам, что эти участки выделены партийным боссам и мы в ответ сказали, что нам как раз это подходит. Мы вернули землю, которую считаем по праву нам положенной», — рассказывает Ильвер Аметов, глава Судакского регионального Меджлиса.
37 мужчин во главе с Ильвером Аметовым в чистом поле разбили палаточный городок. Без денег и поддержки, но как одна семья начали создавать хоть какие-то условия для жизни. Это не понравилось власти. Сверху пришел приказ уничтожить поселение. О будущем штурме крымских татар предупредил глава местного исполкома.
«Я сказал ему, что его совесть чиста. Поблагодарил за то, что он нас предупредил, и сказал, что мы их достойно встретим. Приехал в лагерь, рассказал все ребятам. Под утро, часа в 4, со стороны Дачного мы увидели очень длинную колонну, которая, как оказалось, шла к нам. Машины ехали на первой скорости. Как в фильмах показывают, когда немцы так надвигались. Точно так же было. Мы приняли решение разделиться — 20 человек ушли в лес, а остальные остались. Они в полной боевой экипировке, со щитами и автоматами начали нас окружать и я крикнул остальным, чтобы возвращались из леса. А, кстати, мы натянули здесь проволоку везде. Видели бы вы, как они падали и ломали себе ноги», — вспоминает Аметов.
Около 300 вооруженных омоновцев окружили поселение и потребовали садиться в автобус.
«Я сказал: «Сейчас». Попросил одного из наших прочесть молитву. Взял канистру с бензином и облил себя, их, прокурора, начальника милиции. Он, кстати, до сих пор припоминает мне запах того бензина. Повернулся, смотрю — все наши ребята тоже облили себя бензином. Силовики стали переговариваться между собой по рации и уже к 7 утра отступили», — говорит глава Судакского Меджлиса.
Мужчины положили Коран на канистру с бензином и поклялись, что никуда с этой земли не уйдут. Силовики отступили. С того времени 14 сентября считается днем рождения поселения Асрет. Вопреки преградам власти тут начали расти дома. В крымских магазинах поселенцам не продавали стройматериалы, даже гвозди. Однако теперь Асрет — большой квартал города Судак, который до сих пор является примером борьбы за правду и справедливость.