«Поливали бараньей кровью, пинали по ребрам»: в Крыму устроили тренинг для журналистов
Корреспондент пропагандистского РИА Новости Свят Павлов написал заявление в Главное военное следственное управления Следкома РФ после так называемого тренинга для военных журналистов, который проходил в оккупированном Севастополе.
В тренинге участвовали около 30 человек — из РИА «Новости» и других проектов ФГУП «Россия сегодня», остальные — сотрудники крымских изданий. Журналистов поселили в казармах.
«Такая армия-армия с первого дня началась. Я, естественно, немного офигел, потому что меня никто об этом не предупреждал — не только я, но и остальные коллеги тоже», — рассказал Павлов «Медиазоне».
По его словам, участников с первого же дня стали учить, что «журналист — он никто, он ничего не может и ничего не знает, и все ему нужно согласовывать с силовиками». Но занятия не ограничивались только теоретической частью, организаторы подготовили для журналистов практические задания.
После таких занятий Павлов обратился к врачам, которые зафиксировали у него множество ссадин и ушибов на грудной клетке, руках, ногах и лице, ушиб мягких тканей головы и сотрясение мозга.
«Там одной девушке порвали ухо, потому что у нее там была сережка на ухе — у нее оторвали сережку и все, ухо порвано. Другую девушку с истерическим припадком увезли на скорой. Какому-то парню из арабской редакции отбили ребра, у меня была разбита морда и тело. Пострадавших было много. Мой коллега пошел в лазарет, попросил оказать ему помощь, но ему там сказали: «Тебя били профессионалы, все у тебя должно быть хорошо», — рассказал он.
До начала курсов никто не предупреждал журналистов о том, как они будут проходить; согласия на обучение подобными методами у них никто не спрашивал, отмечает Павлов.
В один из дней посреди лекции в кабинет забежали морпехи и начали «всех укладывать мордой в пол».
«Я выпрыгнул в окно. И побежал по территории воинской части. Но по территории воинской части особо от морпеха не убежишь, — констатирует журналист. — Меня морпех положил мордой в асфальт и дотащил до лекционного зала обратно. Там всех нас положили мордой в пол, надели на голову мешки, попинали по ребрам».
Потом захваченных журналистов с холщовыми мешками на головах повезли на полигон: «Тут начались уже какие-то истязания настоящие: нас положили в автобус, там пинали, все задыхались в этих мешках. И еще ими поддушивали периодически. Орали, угрожали, что «вам ****** [конец], мы вас убьем, будешь сотрудничать, не будешь сотрудничать», что-то такое».
На полигоне, говорит Свят Павлов, захваченных заставляли ползать по камням с мешками на голове — «на коленях, на локтях, на карачках, как угодно, и при этом пинали постоянно».
«Мне еще относительно повезло в плане того, что с меня сняли этот мешок, потому что я начал задыхаться в нем и терять сознание, — рассказывает он. — У меня было сбито дыхание, потому что до этого я бегал по части от этого. И я прямо начал задыхаться, у меня стало темнеть в глазах, с меня сняли мешок и сказали: «Ну, ты убит». И дальше пошли остальных мучать, где-то полчаса. Их поливали бараньей кровью, стреляли над головами, заставляли прыгать-отжиматься — короче, полный какой-то ад».
В своем заявлении в российский Следком Павлов просит возбудить уголовное дело по статье 286 УК (превышение должностных полномочий) «в отношении лиц, причастных к причинению мне вреда здоровью и моральных страданий», установить тех, кто отдавал соответствующие приказы и исполнял их.
Второй пострадавший, который покинул курсы вместе со Святом Павловым, по его словам, ничего предпринимать не собирается.
«Потому что если что-то по этому поводу делать, это почти сто процентов увольнение с работы, и поэтому никто не собирается ничего делать, кроме меня», — говорит Павлов.