Ислямов: Продолжением Гражданской блокады должно стать признание Крыма крымскотатарской автономией
Вспоминая о результатах Гражданской блокады оккупированного Крыма в 2015 году, ее инициатор, гендиректор единственного крымскотатарского телеканала ATR Ленур Ислямов, подчеркивает, что эта блокада была одним из шагов на пути к деоккупации полуострова.
Украине нельзя сбавлять темп в этом вопросе и следующим шагом должно стать предоставление Крыму статуса крымскотатарской национально-территориальной автономии, считает Ислямов.
«Вот этот темп, который шел с блокады, нам нельзя сбавлять. Телеканал ATR, который каждый день делает новости, это как информационный снаряд, который вылетает с материка и бьет прямо в цель, потому что мы говорим правду о том, что происходит в Крыму. Это не рейтингово, не капитализируется в плане монет, но это очень важно политически для тех людей, которые находятся сейчас в этом заложническом состоянии в Крыму. Все это звенья одной цепи: составляющая Меджлиса, международная составляющая, статус Меджлиса и Курултая. Все это нужно делать, это буквально как чейн соединяющий, который и называется деоккупацией Крыма. Она возможна на материке, мы ее начали, продолжение — это юридический статус Крыма в руках крымских татар, и это материковая Украина может как можно быстрее сделать», — заявил он.
Ислямов отметил, что Гражданская блокада полуострова принесла немало значительных побед и нанесла огромный финансовый ущерб России.
«Мы остановили торговлю. То есть, мы сделали взгляд с Крыма на материковую Украину фактически более честным. Они смотрят, и уже им не стыдно. (…) Сейчас они понимают, что мы честны, мы не торгуем, мы не поставляем свет туда».
Гендиректор ATR уверен, что блокада, в том числе, повлияла на вопрос освобождения украинских политзаключенных.
«Я абсолютно четко приписываю всем тем людям, которые были на блокаде, что мы все вместе смогли сделать так, чтобы Ахтем Чийгоз и Ильми Умеров вышли, и Геннадий Афанасьев, как бы мы к нему не относились, тоже вышел. То есть, все те люди, которые были удержаны незаконно в аннексированном Крыму, в том числе и блокадники, дали возможность, чтобы о них узнали больше, и чтоб их все-таки освободили».
Экономическая блокада оккупированного Крыма, инициированная вице-президентом Всемирного конгресса крымских татар Ленуром Ислямовым, лидером крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым и главой Меджлиса Рефатом Чубаровым, началась 20 сентября три года назад. В этот день под лозунгом «Хватит кормить оккупанта» лидеры крымских татар решили прекратить торговлю с врагом.
Днем 20 августа 2015 года протестующие перекрыли дороги на три пункта пропуска на админгранице с полуостровом: «Чонгар», «Чаплынка» и «Каланчак». Они развернули противоавтомобильные ежи, бетонные блоки и расставили шины. Попасть в Крым и выехать из него с того момента можно только на легковых машинах или пешком.
Перекрыв дороги, крымские татары и украинские патриоты требовали отменить закон о свободной торговле с полуостровом.
«Мы не хотим, чтобы нашими товарами оккупационная власть укрепляла свои позиции, в частности, военные гарнизоны, которые она выставила по всему Крыму. Пусть они думают о том, как будут перекидывать продукты с материковой России вместо танков», — заявил тогда глава Меджлиса Рефат Чубаров.
Протестующие, кроме того, выдвинули ряд политических требований к руководству РФ, а именно: освободить незаконно удерживаемых крымских татар и украинцев, прекратить препятствовать работе крымскотатарских и украинских СМИ в Крыму, обеспечить допуск на полуостров иностранным журналистам и международным наблюдателям и снять запрет на въезд лидерам крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову, а также членам национального движения.
Уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев говорит, что в 2015 году было важно заблокировать торговлю с оккупантом, и это было правильное решение. Спустя несколько месяцев после начала блокады Кабмин официально запретил перемещение грузового транспорта через админграницу с полуостровом. Санкции против России за аннексию Крыма, в том числе и торговые, ввели все страны Евросоюза, США и ряд других стран мира.
«Говорили о блокаде и одновременно говорили, как это произошло, о Крыме, как он был оккупирован. (…) Несколько десятков тысяч публикаций в мире тему Крыма поднимали. И главная наша стратегия, если мы не имеем в виду освобождение Крыма военным путем, речь идет о том, чтобы содержание оккупированного Крыма обошлось России как можно дороже. И этой цели мы тоже добились», — отметил Джемилев.
Протестующие убрали блок-посты на всех пунктах пропуска 31 декабря. Через год экономическую блокаду Крыма в Украине и в мире назовут первым и самым действенным шагом к началу деоккупации полуострова. Одним из результатов блокады стало, в том числе, прекращение поставки электроэнергии в оккупированный Крым.