Крымский адвокат Курбединов: Крыму необходима поддержка Украины, украинских журналистов и правозащитников
В Киеве в четверг, 1 июня, крымскотатарский адвокат Эмиль Курбединов выступил на пресс-брифинге в Украинском кризисном центре.
Эмиль Курбединов, который вернулся в Украину из Ирландии, где находился на церемонии вручения международной правозащитной премии от Front Line Defenders, рассказал о важности такой премии, ситуации в оккупированном Крыму, а также о политзаключенном Руслане Зейтуллаеве, который уже второй раз объявляет в РФ голодовку.
Ежегодная премия Front Line Defenders была учреждена в 2005 году, чтобы отметить работу правозащитников, которые при помощи ненасильственных методов мужественно вносят выдающийся вклад в продвижение и защиту прав других, часто с риском для собственной жизни. Эмиль Курбединов стал первым в Украине, кто был удостоен такой премии.
Адвокат отметил, что для него и его коллег, также работающих на полуострове, эта премия — определенное признание, а также импульс для РФ.
«Это посыл на то, что международные организации, в том числе Front Line Defenders, мониторят ситуацию в Крыму, они наблюдают за работой правозащитников, и они в курсе того, какие преследования проходят в Крыму», — сказал он.
В то же время, Курбединов подчеркнул, что несмотря на это ситуация с правами человека на полуострове остается прежней.
«Никакого спада давления на гражданских активистов, правозащитников мы не наблюдаем. Наоборот гайки, так сказать, закручиваются, преследования продолжаются. Давление на все это сообщество нарастает», — сообщил Курбединов и подчеркнул, что только с начала этого года в Крыму уже десятки активистов были либо арестованы, либо подверглись давлению.
«Эта премия важна для всех, кто работает в Крыму. Это не моя премия, это премия всех правозащитников, всех адвокатов, гражданских активистов и юристов, которые как здесь работают, так и в Крыму, которые не боятся делать свою работу и несмотря на преследования они освещают то, что происходит там. Они приходят, они не боятся и дают очень сильный импульс другим людям в Крыму, да и не только в Крыму, но и по России, что бороться нужно и бороться можно. Конечно только мирными способами, это наш основной принцип, борьба только мирными способами, абсолютная открытость и публичность наших действий», — подчеркнул Курбединов.
Крымский адвокат отметил, что Крыму необходима поддержка с материковой части Украины. Курбединов подчеркнул важность внимания украинских журналистов и правозащитников к уголовным преследованиям украинцев и крымских татар на полуострове и на территории РФ.
«Очень важна поддержка отсюда, с материковой Украины, поддержка украинских журналистов, поддержка украинских правозащитников, неправительственных организаций. Для нас это очень важно, мы это чувствуем. Я бы хотел напомнить, что, например, если в Крым не могут заезжать журналисты, вот в Ростове-на-Дону проходят дела, на которых очень мало журналистов. Естественно, российские туда не приезжают и пытаются не освещать это. Уже четыре человека были там обвинены в Ростовском военном суде, еще 15 человек, так скажем, на подходе. Они пока находятся в следственном изоляторе Симферополя, но скоро и они будут перевезены в Ростов, и над ними будут проходить военный трибунал, как я это называю. Этим людям грозит вплоть до пожизненного лишения свободы по абсолютно надуманным и политически мотивированным основаниям», — призвал Эмиль Курбединов.
Он также отметил, что писать письма политзаключенным является очень действенным и важным способом поддержки.
Курбединов, кроме того, упомянул о политзаключенном Эмир-Усеине Куку, который даже будучи в заключении, не перестает вести свою деятельность и фиксирует все случаи нарушения прав человека.
Отвечая на вопрос журналистов о том, в каком состоянии сейчас находится Руслан Зейтуллаев, фигурант «дела Хизб ут-Тахрир», которого в РФ приговорили к 12 годам лишении свободы, адвокат сказал, что тот продолжает и намерен дальше продолжать оставаться на своем.
«Мы оцениваем эти уголовные дела не по приговорам. Я об этом часто говорю. Мы не смотри на то, что на их бумажках: 12 лет, 5 лет. Мы смотрим на то, как держатся те, кто находится в тюрьме. И вот если на это обращать внимание можно сказать, что мы не проиграли еще ни одного дела, перевес абсолютно на нашей стороне», — заявил Курбединов.