Крымские адвокаты и юристы будут защищать Ханский дворец от оккупантов
Крымские адвокаты и юристы намерены начать юридическую кампанию по защите памятника истории и культуры мирового значения, единственного в мире образца крымскотатарской дворцовой архитектуры Ханского дворца в Бахчисарае.
Об этом в Facebook заявил адвокат Эмиль Курбединов.
«Наша команда адвокатов и юристов намерена начать юридическую кампанию по защите Ханского дворца в Бахчисарае от необоснованного посягательства на историческое наследие крымских татар, объект культурного наследия! Я не буду раскрывать всех планируемых нами мероприятий. В общем могу отметить, что в первую очередь мы намерены получить официальные ответы от Российской Федерации в сложившейся ситуации», — сообщил Курбединов.
После получения соответствующих документов от РФ специалисты намерены выйти на уровень международных инстанций.
«Нам важен даже тот факт, куда были вывезены демонтированные строительные материалы и земля! Какие фирмы выступают подрядчиками, и кто инициировал и согласовал этот «демонтаж»! Мы намерены обратиться в ЮНЕСКО с просьбой о предварительных гарантиях и выездной комиссии!» — подчеркнул адвокат.
Курбединов также упомянул о здании Меджлиса крымскотатарского народа в Симферополе, изъятого по причине якобы посягательства на исторический памятник культуры из-за проведенных там косметических работ и установленных кондиционеров.
«Ханский же дворец власти просто демонтируют без проблем и переживаний», — отметил он.
Как известно, оккупанты в Крыму проводят так называемые «реставрационные» работы в Ханском дворце в Бахчисарае. Как утверждают специалисты, по факту оккупанты уничтожают дворец.
Так, Эльмира Аблялимова, экс-директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника, заявила, что Ханскому дворцу и до аннексии полуострова Россией требовалась реставрация, однако работы, которые сейчас там ведутся, нельзя назвать «реставрационными».
«Дворцовый комплекс «Ханский дворец» действительно уже очень давно нуждается в реставрационных работах. Но не в ремонтных, а в реставрационных работах, основным принципом которых является не навредить памятнику», — сообщила она.
Бывший председатель Рескомитета АРК по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Эдем Дудаков, в свою очередь, на своей странице в Facebook сообщил, что оккупанты заменили старинную крышу Ханского дворца на крышу из современных материалов, а также убрали 300-летние деревянные балки — вместо них были установлены бетонные.
«Распилили на дрова 300-летние балки (из которых на 2013 по исследованиям специалистов по заданию ЮНЕСКО, подлежало замене лишь 4 балки), и с глаз долой. Они же это старину прочь и все с изнова, новенькое норовят поставить; снесли забутовку, вместо сейсмических поясов из дуба, заливают бетон; вместо поперечных балок из дуба — опять же Бетонные перемычки. На века стараются, спецы, ох на века. Бетон на памятнике 17 века — это самое выдающееся решение, думал я. Ан нет.. Шедевр рестаВруции впереди… Вместо традиционной укладки черепицы ложковой (или Татарки в простонародии) на глине особого состава — введут передовую технологию укладки на шурупах, причем, из черепицы заморской — испанки», — написал он.
Напомним, в октябре журналист Осман Пашаев на своей странице в Facebook опубликовал фото, на которых запечатлены последствия «реставрационных работ» в Ханском дворце. Пашаев тогда сообщил, что оккупанты сняли со здания Буюк хан джами (Большая Ханская мечеть) черепицу и повредили росписи XVIII века, а фасад Ханского дворца обработали химическими средствами, из-за чего по стенам пошли трещины. Он отметил, что над «реставрацией» памятника истории и культуры общемирового значения работают не специалисты, а обычные строители.
Ранее стало известно, что оккупанты в Крыму передали в «республиканскую собственность» еще один памятник истории и культуры общемирового значения — Ханский дворец в Бахчисарае.
В июне 2016 года крымский татарин Ильдар Ибрагимов разместил фото Ханского дворца, свидетельствующие о том, что единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры находится в аварийном состоянии. Активист Эдем Дудаков тогда сказал сайту «15 минут», что передача памятника в «собственность» оккупационных властей может негативно отразиться на реставрационных работах.