Алкоголик и доносчик: фигуранты «ялтинского дела Хизб ут-Тахрир» узнали «секретного свидетеля»
В Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону 13 апреля завершился допрос секретного свидетеля обвинения «Наримана Мехметова» по «ялтинскому делу Хизб ут-Тахрир».
Муслим Алиев, Энвер Бекиров, Эмир-Усеин Куку, Вадим Сирук, Рефат Алимов и Арсен Джеппаров обвиняются в причастности к «Хизб ут-Тахрир» и подготовке к насильственному захвату власти в Крыму.
Заседание началось с ходатайства Муслима Алиева о допросе секретного свидетеля без помощника, под охраной приставов и с постоянно включённым микрофоном.
«Показания засекреченного свидетеля до запятой совпадали с протоколом допроса» — отметил адвокат Эмир-Усеина Куку Алексей Ладин, попросив исключить возможность свидетеля читать записи. «Я просмотрел все материалы дела, и не нашёл того, чтобы «Мехметову» угрожали» — добавил защитник Рефата Алимова Эдем Семедляев. «Личность свидетеля была известна ещё со следствия, и никаких насильственных действий к нему не применялось» — подчеркнул адвокат Джемиль Темишев. Напомним, на предыдущем заседании подсудимые сочли, что «секретным свидетелем» является житель Крыма Хасан Курбанов, немного знакомый с несколькими из них.
Удалившись на несколько минут и вернувшись, судьи заявили, что записями свидетель не пользуется, его охраняют приставы, а сопровождающее лицо будет в зале заседания. Через несколько минут в зал действительно зашёл мужчина в свитере и сел поближе к прокурору.
Отвечая на вопросы Вадима Сирука, «Мехметов» заявил, что 2 или 3 раза после аннексии Крыма он принимал участие в сухбетах (собраниях членов «Хизб ут-Тахрир» — прим.) в доме Сирука на улице Джафера Сейдамета в Ялте. По словам «Мехметова», собрания проходили «в комнате в 15 квадратов в частном двухэтажном строении». Сам Сирук пояснил, что вообще не проживал по упомянутому адресу в тот период.
Влияние подсудимых на местное духовенство выражалось, в частности, в «снятии турка Мехмета» с должности имама одной из мечетей, заявил секретный свидетель. По его словам, сторонники организации подбросили в мечеть литературу «Хизб ут-Тахрир», после чего там прошёл обыск, и имама отстранили.
Однако Вадим Сирук рассказал о другом: «В мечети действительно был обыск, были найдены книги на турецком языке, имаму выписали административный штраф, из-за этого конфликта он позже сам собрался и уехал в Турцию» — сообщил молодой человек.
Сирук снова заверил участников процесса, что засекреченный свидетель ему знаком и имеет личную неприязнь к подсудимым: «Когда его уличили в алкоголизме, он сказал: «вот бы таким праведным, как вы, посидеть в тюрьме годик!».
«Нариман Мехметов» записал Сирука и в состав «шариатского суда», упомянутого накануне. «Алиев был главным судьёй» — снова повторил свидетель. «О, да мы коллеги!» — пошутил председательствующий «тройки». При этом, если накануне «Мехметов» упоминал себя как «низового члена «Хизб ут-Тахрир», то теперь от причастности к организации до последнего отпирался, ссылаясь на «возможную засветку личности». В конце заседания он представился как «бывший сторонник».
Несколько раз в ходе допроса свидетель с расстановкой говорил, что все члены «Хизб ут-Тахрир» планируют «построить халифат — государство, которое должно образоваться после уничтожения немусульманских государств».
При ответах на вопросы других защитников, «Мехметов» однако подтвердил, что после марта 2014 года ни один подсудимый не занимался распространением литературы «Хизб ут-Тахрир», и вообще вступали ли в организацию с начала 2014 года новые люди — неизвестно.
Свою причастность к силовикам свидетель отверг: «Нет, сексотом я не являюсь. Пока ещё не дорос» — посмеялся «Мехметов». Позднее, тем не менее, он сообщил, что сам пришёл в управление ФСБ для дачи показаний. «Я добровольцем, сам пришёл! … В контору, а куда ещё!» — сказал допрашиваемый, вызвав смех в зале.
Смех вызвало и объяснение «Наримана Мехметова» по поводу его «разочарования в «Хизб ут-Тахрир»»: «Раньше до меня не доходила вся информация, но после того, как пришла Россия, я взглянул на всё это по-другому. Когда пришла Россия, я сразу начал читать газеты, журналы, смотреть телевизор и узнавать правду об этой партии» — высказался он.
«Они все как один были против Крыма в составе РФ и в людях разжигали это!» — обиженно выпалил в адрес подсудимых свидетель. На кружках-халакатах Крым якобы рассматривался как отдельная сугубо исламская территория.
Адвокат Алексей Ладин уличил «Мехметова» в том, что его показания во многом копировали протоколы допроса, имеющиеся в деле. «Я отвечал сам, я ещё очень молодой человек, я всегда так говорю, как сейчас!» — возмутился свидетель.
Категорически отказался ответить «Мехметов» и на вопрос про то, как он пришёл в суд. «Вдруг они меня перехватят, их специально подготовленные люди!» — сказал он с дрожью в изменённом голосе. Хотя, как выяснилось, до момента заседания угроз свидетелю не поступало, но он «боится угроз в будущем».
В конце заседания по просьбе гособвинителя были оглашены два протокола допроса «Наримана Мехметова» на стадии следствия.
Все подсудимые обвинили засекреченного свидетеля во лжи:
«Я это не подтверждаю, ему уроков я никогда не преподавал, это полная неправда» — высказался Эмир-Усеин Куку.
«Полная чушь там излагается, какая-то интерпретация газетных статей скорее» — сказал Муслим Алиев. Другие также отвергли свою причастность к изложенным событиям.
Рассмотрение дела продолжится 15 апреля в 10.00 мск. Обвинение планирует допросить новых свидетелей со своей стороны.
Как сообщал сайт «15 минут», «Крымский гарнизонный военный суд» 4 декабря 2017 года продлил срок ареста фигурантов «ялтинского дела Хизб ут-Тахрир» на полгода.
Как известно, фигурантов «дела Хизб ут-Тахрир» Рефата Алимова, Арсена Джеппарова, Эмир-Усеина Куку, Муслима Алиева, Энвера Бекирова и Вадима Сирука этапировали из Крыма в Ростов-на-Дону.
Напомним, 12 февраля 2016 года после массовых обысков и задержаний «Киевский райсуд Симферополя» арестовал Энвера Бекирова, Вадима Сирука, Муслима Алиева и Эмир-Усеина Куку. Крымских татар обвиняют в участии в организации «Хизб ут-Тахрир». 18 апреля были задержаны Рефат Алимов и Арсен Джеппаров.