Суд отказался вернуть в прокуратуру «ялтинское дело Хизб ут-Тахрир»
Северо-Кавказский суд в Ростове-на-Дону (РФ) 8 мая продолжил рассмотрение дела против шести крымских татар, обвиняемых в причастности к «Хизб ут-Тахрир» и подготовке к захвату власти в Крыму.
Заседание началось с сообщения судьи о поступивших в суд документах от начальника крымской ФСБ Виктора Палагина. Суть документов заключалась в том, что 17 октября 2017 года при обыске в камере Бекирова из находящегося там Корана выпал некий лист бумаги с текстом, в котором были упомянуты имена директора Краснокаменской школы и её мужа (в этой школе работал сторожем Энвер Бекиров). Сотрудник СИЗО Виталий Точилин посчитал, что в коротком тексте «изложены чьи-то намерения о давлении на свидетелей». После этого, бумагу осмотрел сотрудник ФСБ Александр Компанейцев, который, напомним, является основным инициатором дела. Согласно почерковедческому исследованию, текст «вероятно, исполнен Муслимом Алиевым». Почему бумага поступила в суд только через 6 месяцев — осталось непонятным.
Сторона защита высказалась против приобщения: «Данные лица не являются участниками уголовного судопроизводства, на тот момент уже завершились следственные действия. Непонятно, что доказывает эта бумага. Я возражаю против приобщения документов сомнительного происхождения» — сказала адвокат Бекирова Оксана Железняк. «Есть пределы судебного разбирательства. Ни следственные, ни доследственные проверки по этой бумаге не проводились» — отметил защитник Эмир-Усеина Куку Сергей Локтев, попросив судей вынести в адрес управления ФСБ по Крыму частное определение за несвоевременное представление доказательств и злоупотребление правом.
Тем не менее, коллегия судей приобщила все поступившие от крымской ФСБ документы. В ответ адвокат Локтев заявил ходатайство о возврате дела на доследование в связи с появлением новых доказательств. Возвращать дело в прокуратуру суд отказался.
Вместе с этим, судьи отказали и гособвинителю в оглашении показаний свидетеля обвинения Игоря Старового, который, по данным ФСБ «в феврале покинул РФ через пункт пропуска «Москва — «Домодедово»» и отсутствует на территории РФ». Подсудимые и адвокаты категорически высказались за очный допрос Старового.
После этого прокурором был оглашён протокол обследования дома Эмир-Усеина Куку, которое проводил оперативник Александр Компанейцев.
«Перед началом мероприятия предложено добровольно выдать устройство, с которого осуществляется модерация аккаунта «Эмир-Усеин Куку»» — отмечено в протоколе. Там же указано, что Куку добровольно представил мобильный телефон.
Помимо этого, у Куку в тот день изъяли более двух десятков книг, в частности «40 хадисов», «Настольная книга мусульманина», «Мудрость. Призыв к Аллаху», «Ислам для детей», «Крымские мусульмане», «Общее представление об исламе», брошюра «Краткое слово о дороге праведных предков» и другие.
Зачитаны были и два заключения экспертов ФСБ. В фотопортретной экспертизе, которая проводилась по фото Алиева, Бекирова и видео с митингов «Хизб ут-Тахрир» в Симферополе эксперт пришёл к выводу, что «нельзя исключить, что на видео запечатлён Алиев и Бекиров». Однако, заснятые на видео митинги проводились абсолютно легально, в период до аннексии Крыма.
Во второй экспертизе, которую проводила сотрудница Института криминалистики ФСБ по скрытым аудиозаписям разговоров подсудимых, она пришла к выводу о принадлежности им голосов. Сами аудиозаписи пока прослушаны в суде не были.
Рассмотрение дела продолжится 22 мая в 14.00 (мск). Обвинение планирует продолжить представлять свои доказательства.
«К вменяемому составу преступления эти документы абсолютно не имеют никакого отношения. Здесь грубейшим образом нарушена процедура, — оперативно-розыскные мероприятия без проведения следственных действий не могут быть приобщены к материалам уголовного дела, это совсем разные дела. Мало ли что из СИЗО истребовали, — возбуждайте отдельное дело, если вы считаете, что этот предмет входит в предмет доказывания по этому уголовному делу, возвращайте на новое предварительное расследование, через прокуратуру. На мой взгляд, это нарушение 6 статьи Европейской конвенции, потому что состязательности сторон нет, мы не ознакомлены с документами, с порядком их сбора, вообще не понимаем, зачем их приобщили» — прокомментировал новые «доказательства» адвокат Эмир-Усеина Куку Сергей Локтев.
«Гособвинению зачем это, я догадываюсь — показать, что было давление на свидетеля, в случае, если свидетели начнут давать другие показания, нежели те, которые были даны в ходе предварительного расследования. Но ни на стадии предварительного, ни на стадии судебного стадии следствия никто из свидетелей госзащиты не попросил. В ходе суда тоже никто не сказал, что им поступали угрозы. Также это могут использовать как мотивировку для засекречивания свидетелей» — высказал мнение адвокат.
Как сообщал сайт «15 минут», на заседании Северо-Кавказского окружного военного суда в Ростове-на-Дону 25 апреля свидетель по «делу Хизб ут-Тахрир» в отношении крымских татар Рефата Алимова, Арсена Джеппарова, Эмир-Усеина Куку, Муслима Алиева, Энвера Бекирова и Вадима Сирука дал показания в пользу обвиняемых.
Как известно, шестерых фигурантов «дела Хизб ут-Тахрир» этапировали из Крыма в Ростов-на-Дону. 4 декабря 2017 года «Крымский гарнизонный военный суд» продлил срок ареста фигурантов «ялтинского дела Хизб ут-Тахрир» на полгода — до 27 мая 2018 года.
Напомним, 12 февраля 2016 года после массовых обысков и задержаний «Киевский райсуд Симферополя» арестовал Энвера Бекирова, Вадима Сирука, Муслима Алиева и Эмир-Усеина Куку. Крымских татар обвиняют в участии в организации «Хизб ут-Тахрир». 18 апреля были задержаны Рефат Алимов и Арсен Джеппаров.