26 февраля 2014 года в Крыму — как это было
Участники митинга 26 февраля 2014 года и лидеры крымских татар рассказали о том, как проходила массовая акция протеста под стенами парламента Крыма 5 лет назад.
Об этом говорится в эксклюзивном сюжете телеканала ATR, посвященному Дню крымского сопротивления российской оккупации.
Как рассказал Вельдар Шукурджиев — участник митинга 26 февраля, активист крымского Евромайдана, он вспоминает события 26 февраля 2014 года и с болью, и с гордостью. Он вспоминает, как люди со всего Крыма спешили под стены парламента, чтобы выступить за целостность Украины.
«Флаг Украины (который был в руках Шукурджиева — ред.) был нестандартных размеров. Он был такой нетрадиционно большой. Сейчас он в Крыму. Я спрятал его. Надеюсь, по возвращению достану и повешу там, где он должен висеть», — рассказывает Шукурджиев.
Прийти на акцию 26 февраля 2014 года крымчан призвал Меджлис крымскотатарского народа, который был чуть-ли ни единственной на полуострове организацией, которая открыто встала на защиту неделимой Украины, осудив инициативу «вернуть Крым» России. Именно на 26 февраля была созвана внеочередная сессия парламента Крыма. На ней, по информации Меджлиса, планировали официально обратиться в Москву с просьбой «восстановить историческую справедливость».
«Другие политические силы, партии или органы власти были не в состоянии отреагировать на вызов того периода», — отметил заместитель главы Меджлиса Ахтем Чийгоз.
26 февраля проукраинские жители Крыма собирались под парламентом с девяти утра. Главная цель — не допустить заседания Верховного Совета полусотрова.
«Есть угроза проведения сессии. Мы не позволим принять законы, которые Константинов и его банда подготовили. Здесь есть коренной народ, и мы не позволим нарушать целостность Украины», — заявил на митинге в 2014 году Ахтем Чийгоз.
Возле крымских татар, которые выступали за территориальную целостность Украины, начали собираться пророссийские силы. Это стало неожиданностью, так как их митинг был запланирован на 14:00. Тогда и стало понятно — оппоненты готовят провокации.
«Это было понятно из того, что они (пророссийские участники — ред.) приехали не просто с флагами транспарантами, а — с заточками, с камнями и арматурой», — вспоминает Вельдар Шукурджиев.
По началу акции на площади патрулировала милиция.
«Мы пришли обеспечить мирную акцию. Защиты нет, «Беркута» не будет», — заявил тогда один из правоохранителей.
Через несколько часов на площади перед зданием крымского парламента собралось 15 тысяч проукраинских и несколько тысяч пророссийских активистов. Милиция внезапно исчезает.
«Снялся кордон милиции. Они растворились, их там не было в течении всего митинга. И пророссийские силы пошли на нас в атаку. Милиция просто разошлась. Она просто ушла. Как будто поступила какая-то команда», — вспоминает тот день Шукурджиев.
Далее начинается давка. Два огромных лагеря идут друг на друга. Людям в толпе становится плохо. Переговоры ведут руководители Меджлиса с представителями пророссийских сил. Вскоре председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров и лидер «Русского единства» Сергей Аксенов совместно призывают к прекращению противостояния.
Что в это время происходило в здании крымского парламента рассказал председатель Меджлиса Рефат Чубаров.
«Особенно много было незнакомых лиц на шестом этаже возле кабинета Константинова. Теперь то мы понимаем, что это были тоже представители спецслужб России и Константинов уже тогда ничего не решал», — говорит Чубаров.
Несмотря на наличие российской поддержки 26 февраля Меджлис добился отмены сессии. Тогда участники украинского митинга восприняли это как победу. И тогда люди еще не понимали серьезности угрозы.
«Мы ушли, четко осознавая, что мы сумели противостоять сепаратистам. И, конечно, я сожалею, что 25 лет Киев не слышал наш голос из Крыма о том, что есть постоянная угроза со стороны сепаратистов», — заявил Ахтем Чийгоз.
Уже на следующее утро стало известно, что административные здания Крыма захвачены российскими военными. На правительственных зданиях появились российские триколоры. Активная фаза аннексии началась в ночь на 27 февраля.
Но несмотря на это, Меджлис крымскотатарского народа и все, кто пришел на митинг 26 февраля добились исторически значимой цели — не дали оккупантам присоединить полуостров через якобы официальный призыв парламента. И заставили Путина показать истинное лицо.
«Мы заставили Путина прибегнуть к плану «Б» — это был план откровенного военного вооруженного захвата Крыма. И это было на глазах всего мира. Благодаря тому, что мы заставили тогда Путина прибегнуть к этому плану, Россия страдает от санкций», — отметил Рефат Чубаров.
Оглядываясь на события пятилетней давности, председатель Меджлиса заявил, что тогда крымские татары и украинцы на полуострове сделали все, что могли — законно и без кровопролития. Рефат Чубаров предполагает, что, если бы митингующие зашли 26 февраля в 2014 году в парламент — это позволило бы Путину кричать на весь мир о зверствах украинцев и крымских татар в Крыму. И Кремль все равно применил бы армию — якобы для защиты. А этим мирным массовым протестом Меджлис показал всему миру — Крым не Россия.