17 апреля 1938 года — «черный день» в истории крымских татар
17 апреля 1938 года — одна из трагических дат в истории крымскотатарского народа. В этот день в симферопольской тюрьме после обвинения в национализме были расстреляны десятки представителей крымскотатарской интеллигенции.
Среди расстрелянных по «сталинским спискам» был председатель первого Курултая крымскотатарского народа Асан Сабри Айвазов, писатель и педагог Осман Акчокраклы, первый директор Бахчисарайского дворца-музея и этнограф Усеин Боданинский, председатель Крымского правительства в 1929–1937 годах Абдураим Самединов, языковед и педагог Ягъя Байрашевский и другие представители крымскотатарской интеллигенции.
Формальным обвинением было якобы участие в деятельности партии «Милли Фирка» (партия принимала активное участие в создании Крымской Народной Республики), шпионаж в пользу Германии, Англии и других стран, а также якобы антисоветская деятельность. Перед казнью чекисты провели издевательски-формальные «судебные заседания», которые длились не дольше 20 минут.
«Это была настоящая гуманитарная катастрофа. Были уничтожены ярчайшие представители крымскотатарского народа. В значительной степени эти потери мы не можем преодолеть и сегодня. Как можно заменить Усеина Боданинского, как можно заменить Османа Акчокраклы? Это самые яркие представители крымскотатарской культурной и политической элиты», — рассказала историк Гульнара Бекирова.
НКВД обвинял в шпионаже национализме ярких общественных деятелей, ученых и представителей политической элиты. Однако целью системы было уничтожение интеллигенции.
«Это было тотальное уничтожение. Это будто убить сразу всех людей, которые несли опыт и знания, своим существованием, творчеством они напоминали всем, что мы крымские татары. Поэтому властям было крайне важно избавиться от них, а избавиться они могли только убийством», — отметил глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.
Расстрелы продолжались до 19 апреля. По сей день неизвестно точное число погибших и куда вывезли тела расстрелянных. Отметим, репрессии в отношении крымских татар продолжались до самой смерти Сталина.